Заказать билет

 


 

Художник

Ломакина Лариса Сергеевна

Окончила Московский архитектурный институт в 1991 году. С 1992-1994 г. стажировалась в Московском театре "Школа драматического искусства" под руководством А. Васильева.


Среди архитектурных работ: Центр камерного театрального искусства, сад "Эрмитаж" в Москве, реконструкция Молодежного театра в Краснодаре, реконструкция Запорожского молодежного театра "Ля Ви".

Один из самых востребованных российских театральный художников. Разнообразие (в том числе и географическое) её работ поражает воображение - Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Пермь, Новосибирск, Австрия, Германия, Чехия. А в Москве трудно назвать театр, где не шли бы спектакли с её сценографией или костюмами: Театр Сатиры и Таганка, МХТ и Малый, Театр п/р О.Табакова и Театр на Малой Бронной и др.


Основные работы в театре:

1994

  •     Московский Драматический театр им. А.Н. Островского "Исповедь сына века", автор проекта Клим
  •     Центр В. Мейерхольда (Всесоюзные театральные мастерские) "Гамлет"
  •     Московский Драматический театр им. А.Н. Островского "Сокровище Бразилии", режиссер С.  Погодина
  •     Краевой Молодежный театр г. Краснодар. "Коварство и любовь", режиссер В. Берзин
  •     Московский Драматический театр им. А.Н. Островского "Морозко", режиссер П. Суворов


1995

  •     Муниципальный Театр "У Моста", г. Пермь "Прекрасное воскресенье для пикника", режиссер В. Берзин


1996

  •     Московский драматический театр Сатиры "Восемь любящих женщин", режиссер Н. Фекленко
  •     Театр "Вернисаж" "Он был титулярный советник…", режиссер И. Штернберг


1997

  •         ТОО "Содружество актеров Таганки" "Привидение", режиссер. С. Кутасов

1998

  •         Новосибирский молодежный театр "Глобус" "Вид в Гельдерланде", режиссер Клим

1999

  •         Театральное агентство "АРТ-ПАРТНЕР ХХI" "Железный класс", режиссер Н. Чиндяйкин
  •         МХАТ им. А.П.Чехова "Джульетта и ее Ромео", режиссер В. Берзин


2000

  •         Государственный Академический Малый театр "Делец", режиссер В. Драгунов


2001

  •         Независимая антреприза Ю. Малакянца "www.London.ru.", режиссер П. Штейн
  •         III Всемирная театральная олимпиада. Центр драматургии и режиссуры "Войцек", режиссер А. Назаров
  •         Российский академический молодежный театр "Дуэль", режиссер А. Рыклин
  •         Театральная группа "Практика", Центр им. Вс. Мейерхольда "Альцест", режиссер Клим
  •         Е. Гришковец "Планета", режиссер Е. Гришковец


2002

  •         Театр-студия п/р О. Табакова "Город", режиссер А. Назаров
  •         МХАТ им. А.П. Чехова "Гамлет в остром соусе", режиссер П. Штейн
  •         Фестиваль NET (Новый Европейский Театр) "Арабская ночь", режиссер А. Назаров
  •         Государственный Академический Малый театр "Плащ кардинала", режиссер В. Драгунов

2003

  •         "Старый-престарый сеньор с преогромными крыльями", режиссер А. Назаров
  •         МХАТ им. А.П.Чехова "Осада", режиссер Е. Гришковец
  •         Российский Академический Молодежный театр "Правила поведения в современном обществе", режиссер А.Назаров
  •         Государственный Академический Малый Театр "Старый добрый ансамбль", режиссер В. Константинов


2004

  •         Учебный  театр  Театрального  института  им.  Б. Щукина "Мы  герои" Ж-Л. Лагарс,  режиссер  А.Назаров
  •         Театральная  мастерская  Г. Тараторкина "Откровения  князя  Касатского" Л.Н. Толстой,  режиссер  А.Назаров
  •         ГЦКЗ  РОССИЯ, “Zirkus” - театрализованный  концерт  группы  "Несчастный  случай", режиссеры  А.Кортнев, И.Глазунов
  •         Государственный  Академический  Малый  Театр "Последняя  жертва" А.Н. Островский,  режиссер В.Драгунов
  •         "La  театр" п/р  В. Дубровицкого,  "Стеклянная  пыль"  Г.Слуцки,  режиссер В. Дубровицкий

2005

  •         Институт Сервантеса, Театральная команда Александра Назарова Т-33, при поддержке Театрального института им. Б.В. Щукина, "Дон Кихот и Ламанча" клоунада, режиссер А.Назаров
  •         ГЦКЗ РОССИЯ, "ЛИЦА ГОДА", 10-летие Премии Фонда А. Боровика "Совершенно секретно", режиссер И.Глазунов, сценография
  •         РАМТ, "Повелитель Мух" У. Голдсмит, режиссер А. Огарев, костюмы
  •         Театральное агентство "Арт-Партнер ХХ1",  "Копилка" Э. Лабиш, режиссер К. Богомолов, сценография
  •         МХАТ им. Горького, Концерт группы  "Несчастный  случай", сценография
  •         "По По" Е. Гришковец, режиссер Е. Гришковец
  •         РАМТ,  "Чисто английское привидение" Е. Нарши по О. Уальду, режиссер А.Назаров


2006

  •         Театральный центр на Страстном,   Церемония вручения премии  СТД  "Гвоздь  сезона", сценография
  •         ГИТИС  Учебный театр "Невольницы" А.Н. Островский, режиссер С.Филиппов, педагог  К. Богомолов
  •         Проект ОТКРЫТАЯ СЦЕНА  и Театральный центр на Страстном, "Муми-тролль  и  комета" Т. Янсон, режиссер  К. Богомолов
  •         Концертный зал "МИР", "Халатный  концерт" - концерт группы  "Несчастный случай", сценография
  •         Продюсерский  центр  "Открытие",  МХАТ им. М. Горького, Детское музыкально-цирковое  шоу  "Чуделка",  режиссер Н. Челноков 


2007

  •         Государственный  Академический  Малый  Театр, А.Н. Островский  "Дмитрий  Самозванец  и  Василий  Шуйский", режиссер  В.Драгунов
  •         Театральный центр на Страстном, Церемония вручения премии  СТД  "Гвоздь  сезона", сценография
  •         Театр на Малой Бронной, "Много шума из ничего" В. Шекспир,  режиссер К. Богомолов
  •         Московский театр п/р О.Табакова, "Процесс" Ф.Кафка, режиссер К. Богомолов
  •         МХТ  им. А.П. Чехова, "Танец Альбатроса" Ж. Сиблейрас, режиссер О.Тополянский, костюмы


2008

  •         Театр п/р О. Табакова,  "Отцы и дети" И. Тургенев, режиссер К. Богомолов
  •         Театр п/р О. Табакова,  А. Вампилов "Старший сын", режиссер К. Богомолов
  •         МХАТ им. Горького, Юбилейный концерт  группы  "Несчастный  случай", сценография


2009

  •         Театр им. А.С. Пушкина,  "Крейцерова соната" Л.Н. Толстой, режиссер А.Назаров
  •         Театр п/р О.Табакова, "Безумный день или Женитьба Фигаро" Бомарше, режиссер К.Богомолов, сценография
  •         Театральный центр на Страстном , "+1" Е. Гришковец, режиссер Е. Гришковец


Работа на TV:

  •     1998 - "Вояж-Турнир". Москва, РТР-1. Телевизионная передача. Декорации
  •     1998 - Декорации для телевизионных студий телекомпаний "СургутинформТВ", г. Сургут и ГТРК "Югра", г. Ханты-Мансийск
  •     С 1988 года участвует в российских и международных выставках и конкурсах. Параллельно с работой в театре Лариса Ломакина реализовала несколько архитектурных и дизайнерских проектов
  •     Лауреат смотра московской архитектуры "Золотое сечение 2000" и "Золотое сечение 2002"
  •     Лауреат международного фестиваля "Зодчество-2002", смотр лучших произведений российской архитектуры 2000-2002
  •     2003 - Лауреат театральной премии МК "Театрум" в номинации "Художник по костюмам"
  •     2004 - Лауреат  6-го  Международного  фестиваля  архитектуры  и  дизайна  интерьера


Aрхитектор спектакля. Интервью Ларисы Ломакиной. "Большой Город", 11 апреля 2003

В профессии сценографа многое зависит от личных знакомств в театральном мире.

Текст: Алина  Фаркаш
Опубликовано в № 7 (47)

В детстве перед Ларисой Сергеевной Ломакиной никогда не стояло вопроса, кем ей быть в жизни - она собиралась рисовать мультики. Школьницей изводила целые альбомы, которые можно было быстро-быстро перелистывать, оживляя картинки. Когда количество альбомов-мультиков стало угрожать квартире тотальным захламлением, родители через десятых знакомых нашли художника-аниматора, которому и были предъявлены лучшие образцы Лялиного творчества.

Посмотрев на рисунки, художник похвалил и стиль, и руку, и фантазию. Но увидев Лялю-восьмиклассницу, выглядящую до обидного молодо, тут же стал отговаривать родителей от выбора дочери: "Начинающие мультипликаторы годами рисуют фоны, это скучная, муторная работа, у большинства людей напрочь отбивающая интерес к профессии.

Пусть девочка сначала просто без образования пойдет порисует годик задники на "Союзмультфильме" и тогда только решит, ее ли это дело". На том, чтобы сначала получить серьезное образование и "настоящую" профессию, настоял дедушка Ларисы Сергеевны. Ему, ректору МИСИ, казалось, что трудно сыскать для внучки более творческую специальность, чем архитектор. Умный дедушка сам пошел с Лялей на день открытых дверей в МAрхИ.

- Мне очень понравилась атмосфера института, - говорит Лариса Сергеевна, - к тому же дедушка убедил, что занятия классическим рисунком вовсе не помешают будущему аниматору и что макеты зданий выглядят совсем как декорации к мультикам... A когда один студент при мне вырезал из пенопласта крысу, у которой двигались лапы, уши и хвост, я уже была уверена, что МAрхИ - чудеснейшее место.

Отлично учиться в архитектурном считалось хорошим тоном. Лариса участвовала в разных конкурсах, придумывала проекты всевозможных общественных зданий - самое интересное и творческое, по ее мнению, занятие для архитектора. Постепенно мультфильмы отошли на второй, на третий план, а потом и просто исчезли из фантазий. После нескольких удач на студенческих конкурсах студентку заметил известный профессор архитектуры Джинелли из Граца.

В девяностом году студенческие обмены были еще в диковинку, поэтому двухмесячная австрийская стажировка произвела на девушку незабываемое впечатление:

- В МAрхИ нас учили правильно вымачивать ватман, чтобы натянуть его на подрамник, а в Aвстрии даже студенты проектировали на компьютерах! Мы перефотографировали друг у друга журналы, привезенные кем-то из-за границы, а профессор Джинелли открыл передо мной целую библиотеку самых современных журналов...

Австрийская практика не освобождала от учебы, поэтому Лариса параллельно готовила курсовую работу для института - проектировала театр. За те два месяца она смогла взять для своего проекта лучшее.

- Я сделала маленький театр с единым пространством сцены и зрительного зала. Театр-трансформер, где была масса интересных технических придумок, - рассказывает Лариса Сергеевна. Она увлеклась своим проектом не на шутку, проводя все свободное время за книжками: проектирование театра - это именно та грань между архитектурой и чистым творчеством, которую она так долго искала.

В Москве преподаватели очень одобрительно отнеслись к австрийской курсовой Ларисы Ломакиной, поэтому ее диплом и аспирантская диссертация были посвящены уже любимым малым театрам-трансформерам.

К тому времени Лариса Сергеевна поняла, что хочет придумывать пространство не всего театрального здания с буфетами, туалетами и техническими помещениями, а непосредственно сцены и зрительного зала. То есть быть сценографом. Но проблема реализации желания заключалась в том, что у всех хороших режиссеров уже были свои художники. Только "Школа драматического искусства" Aнатолия Васильева изредка проводила наборы молодых театральных художников, и Ломакиной удалось попасть на стажировку к художнику-постановщику Игорю Витальевичу Попову.

Первый самостоятельный спектакль Лариса Сергеевна сделала только через два года, когда Васильев познакомил ее со своими учениками - молодыми режиссерами Климом и Володей Берзиными.

- В пьесе - две плоскости: сюжет, который не может измениться, и история, которая у каждого режиссера должна быть собственной, - объясняет Ломакина. Сама она любит работать с режиссерами, которые умеют придумать неожиданную историю на известный сюжет.

Обычно Лариса Сергеевна сначала читает сценарий, набираясь впечатлений, потом обсуждает с режиссером его видение спектакля, рисует эскизы, по ним изготавливает макет сцены с объемными декорациями внутри - так режиссеру легче понять ее задумку. Она считает, что декорации не должны быть прямолинейными - ассоциации в театре гораздо действенней. Чтобы изобразить камень, не надо рисовать камень на папье-маше, и настоящий камень тоже не нужен. Гораздо лучше сработает любая гладкая твердая поверхность с холодным блеском.

После утверждения макета необходимо выполнить чертежи будущих декораций для производственных мастерских. Весь творческий процесс занимает от двух недель до двух месяцев и происходит у Ломакиной дома, что очень радует ее мужа и дочку.

Лариса Сергеевна любит делать всю работу в комплексе: и декорации, и костюмы, и свет - для получения целостного результата. Но это - идеальный вариант, все зависит от личного доверия режиссера к сценографу. Вообще в этой профессии очень многое зависит от личных отношений и знакомств: для того, чтобы тебя пригласили, нужно иметь уже какую-то репутацию в театральных кругах.

Своих студентов, которым Лариса Сергеевна читает курс в Школе-студии МХAТ на постановочном факультете, она учит браться за любую, даже бесплатную работу - создавать имя, чтобы тебя заметили и запомнили. Некоторые заводят знакомства на многочисленных тусовках, однако, по мнению Ломакиной, это гораздо менее эффективно, чем хорошее портфолио, участие в конкурсах и положительные отзывы критиков.

Сейчас Лариса Сергеевна получает от тысячи до пяти тысяч долларов за спектакль. В прошлом году у нее было пять премьер - такой график считается невероятно перегруженным. Помимо работы над спектаклями и преподавания Ломакина пишет картины и декорирует интерьеры.

- За преподавание мне платят ровно столько, чтобы оплатить парковку у института, - объясняет Лариса Сергеевна, - однако мною движет абсолютно эгоистический интерес: я ращу людей, с которыми я буду работать, разговаривая на одном языке.

     
 

 




© Toy studio
© Табу, актер!2010